?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как и что я творю

Кому интересно унать про мой процесс стихотворчества, битву с музами и словесные мучения - в общем, как в моей головенке рождаются стихи - загляните под кат.

Непосредственно процесс появления стиха может протекать двумя способами. Первый - простой и быстрый. Тот самый, многократно описанный в литературе словами: "И тут в его мозгу сами собой начали складываться строчки". Вот оно примерно так и происходит. Строчки вдруг сами всплывают в голове, как будто пришли откуда. Они сразу рифмованные, с идеей, с задумкой. Если тормозится процесс - надо просто немного расслабиться. Если какая-то строчка не укладывается в ритм/в рифму - тоже не напрягаться, мозг сам выдаст приемлемый вариант.
Да, способ простой, но я его не люблю. Потому что именно из него возникают те стихи, когда окружающие думают, что я на грани суицида. Потому что такие строчки рождаются только при депрессии. Потому что это значит, что я упорно верчу в голове какую-то мысль, проблему и не вижу выхода. И на эти упрямые мысли мозг отзывается стихами.

Другой - куда более сложный, но потому и интересный. Сначала возникает идея. Идея может возникнуть в виде одной-единственной строчки, к которой потом начнут приклеиваться следующие. Еще она может возникнуть в виде чистой идеи, типа "Хочу написать про это". Но в мозгу тут же появится какая-то строчка. Зачастую именно она задает размер, ритм, настроение.
После того, как идея возникла, возникают и вопросы. Я начинаю обдумывать: "Что я хочу видеть в этом стихотворении? Что я хочу донести? Каким оно должно быть?" Например, это может выглядеть так: "Оно должно быть слегка печальным (но самую малость), вызывать грустную усмешку, с незавершенным концом (чтобы была надежда) и еще там должно быть что-то про прозрачное небо и шелест листьев". А еще оно должно передавать ту картинку, которая сложилась у меня в мозгу. Очень ясно передавать, но чтобы в то же время читатель мог додумать и увидеть что-то свое.
А после этого начинаются муки творчества. В голове появляются отдельные строчки. Они все разные - по размеру, по ритму. Но все красивые. Их надо привести к какому-то одному знаменателю. Для этого надо выбрать, какая из строчек будет знаменателем, какая задаст основной тон. Например, мне нравится вот эта - по смыслу, а вот эта - по размеру. Вот эта тоже хороша, но к ней рифму подобрать практически невозможно.
Значит, начинаем ее вертеть в разные стороны так и этак - меняем местами слова, подбираем новые. Иногда от первоначальных строчек в их первозданном виде вообще следа не остается.
Крутим, вертим, как паззл. Вдруг - щелк! - встала на свое место. Начинаем возню со следующей.
Когда в целом стих написан, начинается шлифовка. Хожу "по блохам", отыскиваю вялые места, слабые рифмы, хромающий ритм. Еще очень люблю играть со звуками. Чтобы было такое сочетание звуков, которое невольно создает настроение. Например, если стих про осень и листопад - должно быть побольше шипяще-шелестящих звуков. Если про гитару - побольше звонких и четкий ритм, чтоб прямо слышался этот стон-звон в тишине, звуки эти звенящие.
Кроме того, шлифую по рифмам. Ненавижу простецкие рифмы (хотя все равно без них не обойтись иногда), когда глаголы, например, рифмуются. "Дать- взять" - ну куда уж проще? Неееет, так неинтересно! Надо рифмовать так, чтобы были созвучны разные части речи. Ну, навскидку, "меня - менять", допустим
Еще прикольно находить новые рифмы к избитым. "Розы-морозы", ага. А надо найти такую, чтоб еще нигде не встречалась, да еще и неожиданную.
Чтобы сказали: "О, вот эта строка очень понравилась!"
И главное - со всем этим не заигрываться, потому что чем дальше стихотворение "причесываешь", тем хуже оно становится. Пропадает искренность, первоначальный замысел и остаются просто рифмованные строчки, а не продукт души и сердца.
Ну еще интересно играть непосредственно с тем, как это должно рифмоваться. Например, первая строчка с третьей, вторая с четвертой. Или первая и четвертая и вторая с третьей. Или первая-вторая, третья-шестая, четвертая-пятая. Или первая-вторая-третья, четвертая-восьмая.
В общем, вариантов масса и мне очень нравится находить новые.
Иногда я читерствую - использую рифмовники, если совсем тяжело с рифмой. Даже если они не подскажут подходящую - могут навести на мысль. Но вообще я обычно больше доверяю тем рифмам, что всплыли в голове самостоятельно.

Сам процесс может занимать разное количество времени. Иногда буквально за пару часов пишется. Чаще же бывает так, что от момента идеи до окончательного варианта проходит до пары месяцев. Сначала появляется идея, которая долго "зреет". Если попробовала что-то написать, но не вышло - надо оставить ее в покое. Все равно ничего хорошего не получится, стих будет вымученный. Если прошло несколько недель, а идея из головы не уходит - значит, она стоящая и надо начинать пробовать опять. Возвращаться к ней снова и снова, вертеть так и эдак. И однажды оно вдруг пойдет. Оно будет стопориться, его будут бросать, возвращаться снова через неделю, переделывать, снова бросать... И наконец все слова выстроятся, как надо.
Так, например, было с "Дружеское" и с "Расскажи мне про Сан-Франциско". "Дружеское" родилось во время одной из вечерних пробежек. Я бежала и смотрела на ночное небо, на котором перемещалась искорка самолета. Появилась строчка. Но дальше не танцевалось. Я его бросила и думала, что ничего не получится. Но почему-то эта строчка упорно крутилась в голове. Прошел месяц. Мне надоело это жужжание. И я потратила еще полторы недели на то, чтобы от него избавиться и написать стихотворение.
С "Сан-Франциско" вообще было мучительно, как при родах. Изначально все началось с того, что у меня вертелось: "Расскажите мне про Сингапур" ("Денискины рассказы", помните?) и стиха даже не подозревалось. Потом вылезла эта строчка "Расскажи мне про Сан-Франциско". А потом мы с музой умирали в муках. Потому что рифмовать и не повторяться было просто ...дец как трудно!
Два с половиной месяца у меня по кусочку, по словечку складывался этот паззл. То вдруг одна удачная мысль в голову придет, то другая. Зато теперь я им горжусь запредельно. Во-первых, оно очень хорошо передает настроение. Во-вторых, там весьма удачные рифмы. В-третьих, там ритм не сбоит (а я по части ритма - фрик). А в-четвертых, обратите внимание на рифмовку. Каждая последняя строка рифмуется не только с последней строкой в следующей строфе и с любой последней строкой. Т.е., четвертая, восьмая, шестнадцатая и двадцать четвертая все между собой рифмуются!

Еще я очень хотела написать акростих. (Для тех, кто не в теме - акростих - это когда первые буквы строк образуют какое-нибудь слово). Для меня это было неподъемно. Я стихи пишу с 13 лет на самом деле. И вот уже почти 15 лет я пытаюсь написать акростих. И недавно я эту вершину взяла!! Мне это удалось! Там, конечно, все простенько и коротенько, но ведь получилось же!

А еще я терпеть ненавижу писать стихи "на заказ", по какому-то поводу. Правда, обычно я сама их себе заказываю. Но и тем хуже - себя нафиг не пошлешь. И бьешься над этим строчками, как рыба об лед. Потому что с одной стороны это не из души идет, а с другой - хочется, чтоб душевно было. Моя муза в таких случаях улетает в Австралию, а я стискиваю зубы и бьюсь над стихом без перерыва на сон и еду. Это очень тяжело - сидеть и, скажем, пару дней подряд долбить непослушные строчки ни на что больше не отвлекаясь.

Сейчас у меня штуки три стиха в разной степени готовности. Есть одна идея, та самая строчка, которая еще не дозрела. Ей скоро три месяца стукнет. Надо, наверно, сесть и разродиться таки. Еще парочка начата и брошена. Есть еще один, видимо, брошенный окончательно, потому что ситуация поменялась и настрой уже не тот (хотя если что-то опять поменяется - ему может повезти).

И коротко (уже больше для себя) про то, как создавалось любимое.

"Тебя в этом городе нет" - буквально за одно утро. Тот самый случай, когда вылезло само, мне оставалось только по клаве успевать стучать. Как сейчас помню, с утра подорвалась спозаранку, Саша на работу ушел. А я сижу, реву, пальцами по клавишам промахиваюсь из-за слез... Плохое время было, тяжелое... Хотя сам стих получился не слишком горестным, ИМХО. Могло бы быть куда хуже.

"Слезы или дождь" - вот тут как раз около 3 недель идея зрела. Рифмы там интересные, хотя и не очень четкие. Зато нестандартные, чем и нравятся. Несмотря на внешнюю депрессивность, писалось на самом деле в достаточно спокойном, уравновешенном состоянии.

"Тихо струны коснись" - простенькое такое, поэтому писала почти не напрягаясь.Тем не менее, почему-то был высоко оценен публикой :) Задумывалось как упражнение, но получилось неожиданно мило. А мне нравится настроением. При прочтении прямо так и нападает оцепенение, такая полумедитация-полудремота, уж очень живо картинка перед глазами встает. Писалось в состоянии полумедитативном (что и видно :))

"Напиши мне, что кончился дождь". О, здесь все сразу! Во-первых, идея зрела долго (месяца полтора). Во-вторых, когда созрело - понеслось, только успевай записывать. В-третьих, изначально тоже задумывалось, как упражнение, а результат порадовал. И в-четвертых, по мотивам обычно писать достаточно сложно, потому что ритм, рифмовка и размер тебе уже навязаны. А у меня получилось и вполне читабельно.

Ну а про "Дружеское" и "Расскажи мне про Сан-Франциско" я уже писала.

Для тех, кто не знает, о чем идет речь - тэг "стихоплетское" и будет вам полкило рифмованного счастья :)

Comments

( 30 comments — Leave a comment )
umnickmd
Apr. 20th, 2011 05:57 pm (UTC)
процесс во многом похож. а интересно, какое соотношение "сами складываются" и "более сложный, но интересный" ?
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:04 pm (UTC)
"какое соотношение "сами складываются" и "более сложный, но интересный" ?"

Непростой вопрос. Если за всю поэтическую жизнь - то пока первый превалирует. Писать стихи осознанно (а уж тем более в качестве упражнений) я начала буквально года два назад.

А если за последнее время (ну, скажем, год) - то второе. Очень меня завораживает эта возможность словами играть.

Кстати, тут и твое влияние я было. Я слюни годик попускала на твое творчество, а потом думаю: "А я-то чем хуже? Если ты можешь - может, и мне стоит попытаться?"
До этого я считала, что стихи должны только сами рождаться. Всякие там муки с музой - это неправильно :)
umnickmd
Apr. 20th, 2011 06:15 pm (UTC)
тэээкс.. то то я смотрю мое творчество местами хлюжает и слипается :)
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:27 pm (UTC)
*испуганно* Мастер, это не я! И вообще, я больше не буду!
*обиженно* и вообще, слюни - это ж лучше, чем сопли. А у меня во френдах есть и такие, на чье творчество я сопли пускаю, так что тебе еще повезло ;)
umnickmd
Apr. 20th, 2011 06:34 pm (UTC)
(можно частным образом) покажи парочку?
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:38 pm (UTC)
над которыми я сопли пускаю?
umnickmd
Apr. 20th, 2011 06:39 pm (UTC)
да
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:44 pm (UTC)
Вот здесь девочка очень хорошо пишет, даром, что 18 всего (а внешне, кстати, чем-то на Ахматову похожа, мне кажется)
nat-ure.livejournal.com

А вот тут уже зрелая женщина, врач. А стихи, хоть и хобби, необыкновенные!
http://olgabelle.livejournal.com/

Если ты хочешь конкретные стихи, то подождешь до вечера? А то мне уже на работу убегать.
umnickmd
Apr. 20th, 2011 06:48 pm (UTC)
спасибо и да подожду конечно
fearless_cat
Apr. 21st, 2011 06:45 am (UTC)
Я ответила письмом. Там много больше, чем парочка. Будет, чем заняться на long-weekend :)
morfizm
Apr. 20th, 2011 06:03 pm (UTC)
Я был готов, что ты скажешь, что Саша на компьютере пишет программу-перебор!

Спасибо за рассказ, очень интересно :)
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:11 pm (UTC)
Пожалуйста :)

Ты что, стихи - и программа?! Упаси Боже! Стихи - это душа в чистом ее виде, там никакой машинерии и близко быть не должно!

К тому же Саша моим стихотворчеством не интересуется абсолютно, как процессом, так и результатом
morfizm
Apr. 20th, 2011 06:15 pm (UTC)
Я сейчас пишу по работе парсер и интерпретатор нового синтаксиса для конфигурации. Туда идёт моя душа в чистом виде... =) Ладно, у нас просто души из разного материала сделаны, всё нормально ;)
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:25 pm (UTC)
Все правильно :) Ты - мальчик, я - девочка. Поэтому у тебя душа идет в парсер, а у меня в стихи. Муки творчества-то все равно одинаковые :)
morfizm
Apr. 20th, 2011 06:29 pm (UTC)
Кстати, если бы я про исполнение на гитаре написал, то для новой вещи у меня примерно 70% работы - это педантичнейшим образом сыграть по нотам так, чтобы было правильно. Смотреть свою видеозапись, работать над ошибками, вылизывать ритм, чистоту, тембр и громкость отдельных нот. Менее 30% - более "иррациональная" работа, играть с оттенками, прислушиваться к эмоциям и пр.
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:32 pm (UTC)
на самом деле, если бы ты написал такой же пост про то, как ты новые вещи учишь, я бы тебе отдельное спасибо сказала. Это интересно.
morfizm
Apr. 20th, 2011 06:38 pm (UTC)
Я давно уже хочу не просто пост написать, а сделать видеоролик серьёзный - где-то на час. Твоё пожелание учту.

Но нужно действительно новую вещь, средней сложности, чтобы начинать с совершенно идиотского разбора по нотам, и потом очень-преочень медленно играть.

Многие мои ученики не понимают концепцию медленной игры в начале разучивания, и, по-видимому, они просто не верят, что я это сам делаю. Таки делаю же! Я тупо смотрю на каждую ноту, и обдумываю всю физику процесса звукоизвлечения: куда опустить левый палец, как дёрнуть правым и т.п. Т.е. я начинаю с той скорости, в которой я могу успеть НАД КАЖДОЙ НОТОЙ ПОДУМАТЬ :) Когда всё обдумано и получается правильно, можно уже работать над ускорением. И это обычно за короткое ускорение в разы, в 3-4 раза или больше. Но начинать надо с очень медленного всё равно.
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:41 pm (UTC)
Ой, хочу ролик, хочу!! Мне уже давно желание покоя не дает - очень хочется послушать, как ты новые вещи учишь. Притом, что я знаю, что это медленный, занудный и заунывный процесс. Тем не менее, мне очень хочется именно его и пронаблюдать
morfizm
Apr. 20th, 2011 06:41 pm (UTC)
Ага. Такое, чтобы было похоже на музыку для слушателя, там только в самом конце :)
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:46 pm (UTC)
Да это понятно :)
Изначально для неподготовленного слушателя это громкий ужас
Но я морально готова уже :)
morfizm
Apr. 20th, 2011 07:54 pm (UTC)
Как насчёт вот этой вещички:



Это три (!) нотных строчки, но hell damn complex piece для своего размера. Я её когда-то очень давно учил, но надо будет практически с нуля разучивать. У меня ведь и постановка рук сейчас другая и звукоизвлечение.
fearless_cat
Apr. 21st, 2011 06:48 am (UTC)
Отличная идея, я - "за"! Вещь очень красивая, наверняка многие бы ее играть захотели.

А чем она сложная? Мне показалась достаточно простой при прослушивании. В чем там сложность?
morfizm
Apr. 21st, 2011 06:55 am (UTC)
Сейчас посмотрел в интернете - говорят, что это grade 4, late intermediate, 4-й класс музыкальной школы. Т.е. она примерно моего уровня (last time I checked I was around 4-5th grade). Но, вообще, гитаристы мирового класса совсем не стеняются брать её в репертуар.

1. Посмотри на левую руку, смену позиций, прыжки в баррэ и из баррэ.
2. Обрати внимание на необычный ритм, разную длительность нот.
3. Обрати внимание на очень динамичное выделение мелодий - сильно разная громкость нот.
4. Обрати внимание на то, что много action'а происходит в 5-7 позициях, довольно далеко от начала грифа.

Теперь, с учётом этого всего, Per Olov играет её очень слитно, мелодично и связно, создавая впечатления, что это вещь "достаточно простая". Короче, он мастер, вот что я скажу :)
fearless_cat
Apr. 21st, 2011 07:02 am (UTC)
Мастер, ага :) У него она прямо льется - легко, без натуги. И он ее играет, как будто не напрягаясь почти (лицо расслабленное, спокойное, только губы иногда сжимает)

п. 1 и 4 мне ничего не скажут, я тут не спец. Я даже не знаю, где это и что это - 5 и 7 позиции :)
Но 2 и 3 поняла.

Тем интереснее будет посмотреть, как ты начинаешь ее разучивать, процесс и конечный результат!
morfizm
Apr. 21st, 2011 07:04 am (UTC)
Я думаю, что у меня получится говно :) Но намного лучшее, чем у многих совсем начинающих, потративших такое же время. У меня будет фишка, что я эффективно трачу время.

Upd.: я имею в виду, относительное говно будет за 1-3 часа разучивания. Но я покажу принцип. Может, "вылижу" пару тактов.

Edited at 2011-04-21 07:05 am (UTC)
fearless_cat
Apr. 21st, 2011 07:08 am (UTC)
"Я думаю, что у меня получится говно :)"

Это ты себя сравниваешь потому что с мастером. Но ты же еще не достиг его высот. А я думаю, что получится неплохо. И вообще, нельзя с таким attitude начинать ;)
fearless_cat
Apr. 21st, 2011 07:03 am (UTC)
Ну и если в твоем репертуаре эту штучка появится - это будет замечательно!
morfizm
Apr. 21st, 2011 07:06 am (UTC)
Ага.
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 06:54 pm (UTC)
"Я тупо смотрю на каждую ноту, и обдумываю всю физику процесса звукоизвлечения: куда опустить левый палец, как дёрнуть правым и т.п."

Вот именно такие нюансы и интересны! В жисть бы не пришло в голову, что ты думаешь над физикой процесса.
Ну и вообще, мне он не очень знаком. Точнее, знаком косвенно. Когда брательник в музыкалке учился по классу аккордеона, я это наблюдала. Но тогда меня это бесило, а не завораживало. Маленькая была :)
(Deleted comment)
fearless_cat
Apr. 20th, 2011 07:06 pm (UTC)
Пожалуйста :)
( 30 comments — Leave a comment )

Profile

fearless_cat
Бывшие канадские ангелы мы

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow