?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Куча философских, но не слишком новых мыслей, а также много букофф, посему - под кат


Я не помню, может, какие-то мысли я тут уже и высказывала. Но что-то я на них застряла. Значит, как порядочный экстроверт, выплесну их тут и забуду, чтоб не возвращаться уже больше

Об относительности соединенности в век технологий.
Вот раньше не было скайпа-электронной почты-асек и прочих фейсбуков. Соответственно, даже если человек просто уезжал в другой город (и еще хуже - если в другую страну) - он покрывался. Понятия не имеешь - что он, как он, как у него дела. Письма идут медленно, звонки дороги. Пришло письмо - там одна ситуация. Ты там чего-то себе в голове крутишь, думаешь. Через пару месяцев (ну ладно, недель, если он в другом городе) - другое. И там уже, может, все кардинально поменялось у человека. А ты с таким опозданием все это узнаешь, что аж обидно. Короче, информационный вакуум такой между людьми.
А потом - бац! - приходят технологии. Электронная почта, скайп, видеозвонки - живи и радуйся. Хочешь написать - пиши, и письмо уже через пару секунд будет доставлено. И тебе ответят немедленно, если хотят. Хочешь услышать голос, пообщаться вживую? Скайп - и вот тебе голос, живой собеседник, эмоции, настроение. Хочешь еще и увидеться? Да нет проблем - видеозвонок и любуйтесь друг на друга хоть до посинения. Покажи обстановку в квартире, окружение, погоду за окном...
Соединились, кажется, да? Куда уж соединеннее - ну практически рядом совсем, хоть и за многие километры друг от друга - видишь, слышишь, ловишь настроение.
И вот тут-то приходит страшное понимание. Что работает это с приятелями максимум. С теми, кому достаточно просто сказать: "Привет, как дела?" - и больше ничего не надо. А с близкими людьми это оборачивается разочарованием. Потому что мозг верит, что вы и впрямь рядом. И начинает требовать того, что было бы, будь вы рядом на самом деле. Он требует эффекта физического присутствия!!! Пройтись вдвоем в парке, посидеть рядом, перекидываясь иногда фразами, сделать что-то вместе, готовить на кухне, перодически сталкиваясь, слушать вместе музыку, находиться на одной эмоциональной волне, взять за руку, передавая нежность, сочувствие, заснуть, уткнувшись в родной бок, поплакать, зарывшись в плечо, напиться вместе, в конце концов... Список можно продолжать бесконечно. И вот тогда-то ты острее всего понимаешь, как не хватает в твоей жизни физического присутствия рядом мамы, подруги, любимого - кого-то близкого. Ты не чувствуешь расстояния, вот в чем проблема. Одно дело - редкие звонки и письма, ты привыкаешь к этому режиму, смиряешься. И другое - когда человек вроде всегда досягаем. И не хватает лишь какой-то малости. Но вот эта малость и есть самое обидное, самое горькое.

Об относительности восприятия расстояний в век технологий.
Вот не было раньше самолетов. То есть, когда-то даже поездов и машин не было, а до этого - лошадей, но это уже совсем седая древность. Но вот не было самолетов. Человек уехал в другую страну - и покрылся. Сначала скучаешь сильно, потом меньше, а потом почти не скучаешь. Смысл скучать, он все равно недосягаем.
А потом - бац! - появились самолеты. Реактивные. И стало - рукой подать. Где-то - не совсем рукой. А вот где-то близко. (Я тут уже на персональные ощущения собьюсь, не выдержав абстракции). И если в случае с какой-нибудь Австралией я все еще понимаю, что это далеко, потому что перелет долог и мучителен, то в каких-то случаях мой мозг это понимать отказывается! Он говорит: "Ты села в некий вид транспорта и за 2 часа оказалась в точке Б. Мне наплевать, какой это вид транспорта и с какой скоростью тебя везут - я просто знаю, что на дорогу в даунтаун Ванкувера и на путешествие в точку Б ты затратила одинаковые два часа. Одинаковые как по сложности, так и по длительности. Тогда почему в даунтаун Ванкувера ты можешь мотаться раз в неделю, а в так желаемую мной точку Б - раз в год? Я требую немедленно отвезти меня в точку Б и возить туда каждые выходные!"
Я пытаюсь воззвать к разумной составляющей и объясняю, что прежде, чем сесть в самолет и почти мгновенно попасть в точку Б, есть такое действие, как покупка билета. Что есть такая вещь, как деньги. Что в Ванкувер я езжу за одну сумму, а летаю в точку Б - за другую, весьма немаленькую. Но мозгу пофиг. По той простой причине, что на покупку билета я затратила минимум усилий, особенно по сравнению с усилиями на само путешествие. Мне не надо было вставать с дивана, ехать в кассу, стоять в очереди и делать другие утомительные телодвижения. Я просто побегала пальцами по кнопкам - и билет есть. Даже деньги, которые я за него отдаю - нереальны! То есть, они, конечно, вполне себе реальны и не из воздуха взялись. Но я не держала их в руках, не пересчитывала, не ужасалась толщине пачки или количеству нулей на купюре. Я просто нажала на кнопки и отдала некоторое количество абстрактных денег за вполне реальное удовольствие оказаться в точке Б!
Черт побери, на сборы, на предвкушение, на поездку до самого аэропорта я трачу куда больше умственных и физических усилий, чем на покупку билета. Последнее - несравнимо малая величина, которой можно пренебречь! Мозг и пренебрегает! И требует возить его в точку Б (а также В, Г, Д и так далее) регулярно.
Одно дело, когда ты добираешься куда-то долго и мучительно, затрачивая кучу сил и времени. Другое - когда ты сел в самолет-вышел из самолета и за паршивых пару часов оказался там, где хочешь. Когда кажется, что многое легко досягаемо, ну прямо рукой подать. Нужна такая малость - деньги, чтобы спокойно отдавать их за билет, не думая о его стоимости. Но вот эта малость - и есть самое недостижимое. Эта малость, а вовсе не расстояние от точки А до точки Б.

Об относительности восприятия ценности денег.
И вот тут мы плавно переходим к следующему вопросу. Допустим, у нас есть некая сумма n. Ну, даже, допустим, 300 баксов. Мы можем потратить ее на что хотим. И здесь у нас засада. Помня о предыдущем вопросе, я говорю: "А давай слетаем в точку Б?". Но один отвечает: "В точку Б? На пару дней? За 300 баксов?! Да ты с ума сошла! Я себе лучше новый телефон куплю!" Тут вмешивается второй: "Триста баксов?! За какой-то идиотский гаджет, который устареет уже через полгода? Вы оба психи, лучше колечко с бриллиантом!" Третий: "За побрякушку - такие деньжищи?! Я лучше их за вот этот курс отдам, по крайней мере, полученные знания никто не украдет, в отличие от ваших гаджетов и цацек!" Ну, я думаю, вы поняли. В арсенале ценностей любого человека есть ценность, за которую он недорогнувшей рукой отдаст N-ную сумму, даже не думая, не сомневаясь и потом не будет думать, сомневаться или жалеть. А есть ценность, которая все еще ценна, но он уже будет раздумывать и жаться: "Епт, дорого!! А что так дорого?!" А есть, за которую вообще не отдаст.
Самый главный психологический прикол в том, что разница исключительно в подходе. Только мы сами выбираем, что "Епт, дорого", а за что отдадим не глядя. А 300 баксов - это просто 300 баксов, только и всего. Почему же я спокойно отдаю 300 баксов за попытку экзамена (что не гарантирует мне даже результата, между прочим!) и даже не думаю о том, как конски это дорого? Но при этом я смотрю на тот же билет в точку Б, который гарантированно доставит мне хренову тучу удовольствия, который стоит ту же сумму и меня прямо-таки козявит от моей жабы, которая меня душит и от желания все-таки потратить эти деньги на билет? Почему же я не отдаю их столь же спокойно? При этом я могу не сдать экзамен и пробовать сдавать его снова и снова, каждый раз выкладывая за это баксы. Но каждый раз, когда я соберусь покупать билет, я буду вздыхать на тему: "Блиииин, дорого! Я не могу позволить себе мотаться в точку Б каждый месяц, мне это не по карману" А позволить себе выкладывать раз в месяц 300 баксов за попытку экзамена я могу? Тем не менее, я это делаю!
Короче, надо как-то научиться переключать в голове отношение к деньгам. Это не "дорого" и не "дешево". Это даже не измеряется гарантией результата, полученными ощущениями или чем-то еще. Это всего лишь сумма и я сама выбираю, на что я ее потрачу, без мыслей о том, насколько это дорого или дешево, потому что подход "дорого - недорого" живет только в моей голове и мешает мне правильно выбрать, на что эту сумму потратить. При условии, что она у меня есть, конечно. Но это уже совсем другая история.
До свиданья, страна!

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
eternele
Sep. 21st, 2012 07:39 am (UTC)
деньги за экзамен - это инвестиции. =)
fearless_cat
Sep. 21st, 2012 10:15 pm (UTC)
Да, но когда я отдаю их за экзамен, я вообще логически не мыслю о том, что это. Вот эта разница между сознательным и подсознательным меня удивляет. Плачу за экзамен - и даже не думаю о том, много это или мало, что это даст и за что я плачу. Просто плачу и все.
А вот за что-то другое - почему-то включаю соображалку
allinois
Sep. 21st, 2012 01:05 pm (UTC)
Про ощущения в скайпе - в точку. Прямо мазохизм какой-то. Я так по родным скучаю, что... перестала пока по скайпу общаться - невыносимо просто...
fearless_cat
Sep. 21st, 2012 10:17 pm (UTC)
Да, тяжело. Причем тяжело как общаться, так и не общаться. Издевательство...
morfizm
Sep. 21st, 2012 09:12 pm (UTC)
Сказать нечего, но напишу хоть что-нибудь, чтобы в моём почтовом ящике осела копия - на всякий случай :) (мне приходят свои собственные комменты)
fearless_cat
Sep. 21st, 2012 10:18 pm (UTC)
А зачем? Ну попросил бы меня, я б тебе просто письмом это все дело скинула, у меня все равно посты на компе хранятся.
anche_ca
Sep. 22nd, 2012 12:26 am (UTC)
а что за экзамен на этот раз?
umnickmd
Sep. 25th, 2012 05:27 pm (UTC)
"О тщете всего сущего"?
fearless_cat
Sep. 26th, 2012 04:58 am (UTC)
И об этом в том числе...
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

fearless_cat
Бывшие канадские ангелы мы

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow