Бывшие канадские ангелы мы (fearless_cat) wrote,
Бывшие канадские ангелы мы
fearless_cat

... И ем по-английски из э-малированной миски

Вот такая строчка из читанного давным-давно в детстве стишка вертится у меня в голове последнее время.
Вообще давно зрел пост на тему обучения английскому в России и в Канаде. Не уверена, что он вызрел окончательно, но я сейчас под таким впечатлением, что все-таки напишу. Возможно, все сразу не вспомню и буду дописывать по ходу.
Для начала, первым поразившим меня фактом было то, что нельзя начинать предложение с but. 11 лет я изучала инглиш в школе и универе, с минимум 5 разными преподавателями. Мало того, что ни одна зараза не сказала, что нельзя с but предложение начинать, так хуже того - именно с него и учили начинать.
Это не все - с and предложение тоже нельзя начинать. И с also нельзя! "О, сколько нам открытий чудных..."(С)
Ладно, пережили эту встряску, учимся дальше. В моих университетах, если я писала короткими предложениями, мне двойку ставили. Под предлогом: "Что это ты пишешь, как в первом классе? Пиши развернутыми сложноподчиненными и сочиненными предложениями". Я впитала с моло(т)ком матери, что писать короткими предложениями - стыдно, чем длиннее предложение - тем выше оценка. Не далее как сегодня Дэйв очередной раз вставлял нам шпинделей за то, что мы пишем предложения на полстраницы. "5-7 слов в предложении - вот ваш максимум! Как только кто-то начинает мне заворачивать что-то сложное - я вижу, что вы не нэйтив! Я теряю вашу мысль, а вы делаете кучу ошибок и в конце концов тоже теряете мысль. Не тратьте мое время, я слишком стар выслушивать ненужные детали. Скажите коротко и ясно, как полковник!" Примерно так звучала его очередная прочувствованная речь. Угу, очередная ломка стереотипов, любовно вдолбленных школой.
В другой раз он произнес кое-что другое, но на ту же тему: "Викторианский английский - язык Джейн Остин и Шарлотты Бронте. Язык сложный, с кучей завитушек, отступлений, запятых и точек с запятыми. Уйма непонятных длинных слов, которые даже я сам вынужден смотреть в словаре. Не наш язык! Наш язык - язык Хеммингуэя. Короткие фразы, короткие, простые, понятные слова. Ясные мысли. И вам нужно овладеть именно этим языком". У-упс, именно незабвенные Шарлотта и Джейн предлагались в нашем учебнике для чтения как образец языка. Даже отрывки наизусть учить заставляли.
И вот тут я перехожу к главному (ни фига не по-английски мыслю, Дэйв бы уже и слушать не стал мое растечение мыслью по древу). Основная проблема в том, что английский, который давали в российских школах - это не язык. Это дохлый, мертвый, холодный кирпич, который к нам привязывают и заставляют зачем-то волочить. Он никак не матчится с реальной жизнью. Во-первых, на нем уже никто не говорит, кроме королевы Англии и то лишь в торжественных случаях. Во-вторых, как вы имели возможность убедиться, он зачем-то намеренно усложнен. И в-третьих, даже этим громоздким языком школьников не учат пользоваться. Как учат в школе? Дают грамматику. Дают упражнения, где тупо нужно подставить свежеизученное правило. Делается автоматически, не вникая. Дают чтение - те самые замшелые Бронте и Остин (не поймите меня неправильно, я их на русском с удовольствием перечитываю, но с точки зрения изучения реального языка?! Действительно, лучше Хемингуэя дайте!). Дают топики, которые столь же тупо заучиваются и через две недели выветриваются. Лондон из зе кэпитал оф Грейт Бритэйн. Все!
Что здесь? Написание эссе. Много. На разные темы. Серьезные и не очень. В любом тоне. Хочешь - mystery пиши, хочешь - серьезное исследование, хочешь - funny story. Мысли, примеры, воспоминания. Волей-неволей шлифуется грамматика, узнаются слова, запоминаются конструкции. Язык живой, им пользуются, как инструментом, учатся. А не "загрузили в память - выгрузили из памяти".
Что еще? Презентации. Начните с простейших! Расскажите о своем лучшем друге. О своем хобби. Выберите картинку и расскажите про нее. Принесите дорогой вам предмет и расскажите про него - чем он вам дорог, почему, при каких обстоятельствах он у вас появился и когда. Не зубрите на память, но и не читайте по бумажке.
Более старшие классы - групповые беседы и обсуждения. Поднимайте реальные темы, а не "Роль Ленина в мировой революции". А что, у нас такая тема была, хотя даже Советский Союз в ящик сыграл уже.
В России меня заставляли язык зубрить. Здесь - учат пользоваться. Писать, думать на нем, дышать им, жить. Я не знаю, как это объяснить. Но здесь я вижу, что он - живой. А там он был - мертвый.

Сегодня я пожаловалась на эту тему другу. В ответ получила замечтательнейшую лекцию об умении мыслить на английском. Нет, не так. Мыслить по-английски. До сих пор перевариваю впечатления, попробую завтра родить что-то осмысленное.
Tags: английский
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments