?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Те, кто в моем ЖЖ с момента основания - те знают, что 4 года я проработала оператором колл-центра МТС. Кто не знали - теперь знают :)
Написать этот пост я хотела давно и многократно. Но пока я там работала - я не имела права писать правду жизни. А когда уволилась, мне стало некогда и неинтересно об этом писать, у меня был переезд в Канаду и куда более захватывающие события. А недавно я наткнулась в ЖЖ на очередной пост в стиле "МТС ворует деньги" и решила таки написать. Итак, как же именно мы воровали ваши деньги :)
Когда я пришла в МТС, он только недавно купил "Примтелефон", поэтому обслуживание пока велось только по Приморью. И стажировались мы именно на нем. Как только мы отстажировались - запустили 3 региона - Камчатка, Магадан и Бурятия. Вот именно на Магадан я и загремела. Не физически, конечно, имеется в виду, что ко мне попадали звонки исключительно абонентов Магадана.
На тот момент была у нас биллинговая система CBOSS. Проще говоря, это именно та система, которая тарифицирует ваши звонки, подключает услуги, зачисляет деньги на баланс и так далее. Мы же, операторы, в свою очередь, именно благодаря этой системе видим все, что связано с номером - паспортные данные владельца, изменения баланса - ну понятно, да? Сразу скажу, что возможности влезть в эту систему, так сказать, изнутри, руками, у нас нет. Нет вообще. Мы можем там сделать только то же самое, что и вы, самостоятельно или через офис. "Придумать" какой-то несуществующий звонок, потом его тарифицировать - это из области фантастики. Ну, я не об этом, просто наболело.
Так вот. Была у нас эта система, отлично она работала, все всех устраивало. А потом кто-то кому-то дал откатов и пришла другая биллинговая система - Форис. И начался ад. Ад, который продолжался все 4 года, который все еще был, когда я увольнялась и про который сейчас я уже ничего не знаю.
Про Форис ходили разные слухи. Про то, что он где-то был написан чуть ли не на коленке местными умельцами. Про то, что он был написан где-то в Чехии. И даже про то, что якобы исходники были просто сперты все в той же многострадальной Чехии, причем недописанные, потому и продукт такой сырой.
Сейчас я прочитала в инете, что вовсе даже он был куплен в родственной компании STROM Telecom и заплачено за него было почти 150 млн долларов. И это, на минуточку, цены 2005 года!
Вот именно таким образом, весьма опосредованно, МТС своровало ваши деньги. Через откаты. Потому платить за это убожество такую сумму - это… Даже не знаю, с чем сравнить. Это все равно что ржавые Жигули, которые не ездят и уже лет 10 стоят во дворе на кирпичах, купить по цене коллекционного Феррари.
Короче, про Форис. Первым на него переводили тех самых абонентов Магадана (Приморье побоялись). И понеслась. Карточки оплаты не активировались. А когда активировались - не поступали на баланс. Оплата через офис также не проходила. Других способов оплаты тогда, кажется, еще не было, но если были - не работали и они. Услуги не подключались и не отключались. Номера не блокировались по задолженности. А те, которые уже были оплачены - соответственно, не разблокировались. Звонки сначала не тарифицировались, а потом тарифицировались все скопом. Представьте, что вы месяц говорите по телефону бесплатно. Зато на следующий месяц с вас снимают всю сумму, на которую вы наговорили в прошлом месяце?
Это только краткий список проблем абонентов. У нас проблемы были свои. Обычно, когда нам звонят, мы вбиваем номер в специальное окошко (раньше так было, потом номер высвечивался автоматически) и видим всю информацию о номере. Так вот, когда пришел Форис, посмотреть мы не могли ничего. В лучшем случае, мы могли вбить номер, но обновить страницу, чтобы посмотреть информацию, не могли. Форис зависал. В худшем, он зависал сразу, как только мы включали компьютер и запускали его, придя на работу. Он висел всю смену, потом его принудительно закрывали, выключали компьютер и шли домой. На следующий день история повторялась.
Автоответчика у МТС тогда не было. Автоответчиками работали мы. Каждую смену, всю целиком, ровно 12 часов, я и мои коллеги попугаями повторяли только одну фразу: "Здравствуйте, компания МТС проводит профилактические работы, приносим извинения за доставленные неудобства". И мы повторяли ее без умолку, потому что, как вы понимаете, на колл-центр обрушился шквал звонков. Никогда, ни до, ни прежде, я не знала, что мышцы языка таки могут болеть. Выберите любую фразу, засеките время и повторяйте эту фразу без перерыва 12 часов. Перерыв на обед - час и три перерыва на перекур, по 10 минут каждый. И так изо дня в день несколько месяцев подряд.
Мы были в основном хорошими девочками и мальчиками. Нам тогда еще было стыдно за свою компанию. Мы тогда еще искренне хотели помочь. Мы говорили извиняющимися голосами, мы пытались успокаивать и утешать, но что мы могли сделать? Мы не могли ответить на вопрос: "Когда все это кончится, девушка?!", потому что мы бы сами хотели это знать. Мы не могли помочь активировать карту, потому что у нас она не активировалась тоже. Да и даже номер мы увидеть не могли. И блокировку снять не могли вручную. А если снять удавалось, то мы видели информацию о том, что номер не блокирован, но клятый Форис на самом деле блокировку не снимал. Потом наши местные инженеры как-то нашли способ ее снимать каким-то хитровыебнутым способом, нам не доступным. Поэтому каждую смену мы накапливали такие номера, пересылали огромный список инженерам, а те весь день разблокировали страдальцев.
Это длилось почти полгода. Я имею в виду, этот самый адский ад. Когда через Форис стало можно впервые активировать карту оплаты - был праздник. Причем как у операторов, так и у абонентов. Нам звонили ликующие люди и говорили: "Девушка, я попытался активировать карту оплаты и…" Многозначительная пауза, во время которой мы вздыхали и заводили осточертевшую до боли в зубах песню: "Компания МТС проводит профилактические работы…" Нас перебивали: "Да нет, девушка, вы не поняли! Я попытался ее активировать и она… Она активировалась!!!"
Стали подключаться услуги, стала сниматься блокировка, ну и пусть не сразу после оплаты, а только часа через 3-4, но не через неделю ведь!
Тем не менее, в этой войне нам было хуже всех. Нам нужно было выступать одновременно за обе стороны. И за компанию, которая сделала такую гадость, как нам, так и абонентам. И за абонентов, которые в свою очередь нас активно не любили, потому что именно мы были единственными представителями той компании, которая сделала им такую гадость. При этом и компании, и абонентам было насрать на наши нежные чувства. Мы закалились в этих боях так, что нас потом можно было уже куда угодно отправлять - мы уже были деревянные совсем.
Параллельно с этим МТС стала переводить на нас звонки со всего Дальнего Востока. Примерно через год после того, как я начала работать, мы принимали уже весь Дальний Восток - 11 регионов. Потом сняли и разделение. Это значило, что в любой момент может поступить звонок с любого региона - Якутия, Сахалин, Хабаровск, Камчатка, Магадан, Бурятия, Чита… И у всех разные тарифы, и у некоторых еще свои, специфические услуги… И тут еще Форис!
Почти напоследок я скажу - Форис продолжал болеть, когда я уходила. Уже не так постоянно, не так массово. Но случались у него дни (и даже недели - это после 4 лет использования-то!), когда весь колл-центр лихорадило. Когда мы видели рассылку от нашего ХелпДеска, что "такого-то числа с такого-то по такое-то время на Форис будут устанавливать патч, в ходе которого Форис будет недоступен", мы стонали. Потому что, во-первых, установка патча никогда не проходила в указанное время, а затягивалась на несколько часов. Во-вторых, это значит, что опять будет шквал звонков, потому что несчастные абоненты опять не смогут оплатить, подключить, отключить, позвонить и так далее. И самое печальное - что мы этого не сможем тоже. В-третьих, это означало, что еще неделю (а то и несколько) после установки патча Форис будет тяжело и трудно болеть - не снимать блокировки, не тарифицировать разговоры, тарифицировать их по какой-то дикой стоимости…
И вот что я вам скажу, дорогие абоненты! Всеми, абсолютно всеми радостями жизни, которые у вас происходят - вы обязаны именно этой клятой биллинговой системе. Я уже давно не работаю в МТС, мне нечего скрывать и не от кого скрываться. Поэтому не считайте это за защиту. Но! МТС не ворует ваши деньги! По крайней мере так, как вы себе это представляете. Никто не может ввести в базу данных этой биллинговой системы звонок, которого вы не делали, потому что все это происходит автоматически на уровне коммутатора. Никто не может поставить длительность звонка 25 минут, если звонок был, якобы, всего 5 минут. Потому что это тоже делается автоматически на уровне коммутатора. Ни у кого из операторов нет волшебной кнопочки "Снять сумму Х с абонента Y в пользу себя или своей компании"
А вот что реально может быть - так это неверная тарификация. Но если она на самом деле неверная - то оператор это видит на раз-два. Потому что он видит длительность звонка с точностью до десятых секунды, он видит номер, на который был сделан звонок и он знает тарифы. Поэтому он за несколько секунд посчитает, верна ли тарификация и вам об этом скажет. И отправит заявку на корректировку, если у него есть такое право (у нас было). И не сердитесь на него, если он говорит, что сделает корректировку только через несколько часов. Это не от того, что он такой вредный или хочет ваши денежки покрутить на мифических счетах или надеется, что забудете. Просто проведение одной корректировки занимает от 15 до 45 минут (да, тоже бюрократия, а вы как думали?), а со звонков ради этого его никто не отпустит. А звонки идут, потому что Форис не дремлет. До сих пор. И кстати, я встретила инфу, что МТС собирается запускать Форис 5. Так что будьте бдительны.

P.S. Кстати, если у кого-то есть вопросы - пишите тут, побуду бесплатным консультантом. Только, как вы понимаете, могу ответить только примерно, зная специфику работы изнутри. Отвечать буду честно, потому что начальства надо мной уже нет, я давно там не работаю и врать мне незачем. Но, бога ради, не спрашивайте меня "Как настроить интернет на телефоне?"!!! Меня от этого вопроса до сих пор тошнит, хотя уже лет 5 прошло

Comments

puritan_n
Aug. 21st, 2014 07:34 am (UTC)
Непрофессионализм управленцев - источник всех бед организации.

Я подозреваю, что на этом вашем Форисе кто-то просто нагрел руки, какие-нить чиновники, которые фактически заставили компанию МТС купить его - у нас же кругом всевластие и диктатура чиновников. Создали левую контору, кое-как склепали (возможно, из украденных кодов) сырейший проект. Такие случаи мне известны.

Могут быть и другие варианты: нагрели руки сами управленцы МТСа, такие случаи мне тоже известны.
raved_avz
Aug. 21st, 2014 07:38 am (UTC)
Непрофессионализм комментаторов, которые поленились узнать, что МТС и компания поставляющая FORIS входят в одну группу компаний, а крутить деньги внутри гораздо приятнее и проще, нежели отдавать деньги кому-то.

UPD. "Слепить" хоть сколько-нибудь работающую биллинговую систему из "украденных кодов" невозможно, это не интернет магазин продуктов.

Edited at 2014-08-21 07:40 am (UTC)
puritan_n
Aug. 21st, 2014 07:47 am (UTC)
Непрофессионализм тех, кто отвечает не подумав.
Зачем - кому-то? Что мешает тем же чиновникам сделать компанию-поставщика Фориса членом группы МТС? Со времени прихода во власть Владимира Владимировича их много набежало из Питера, ворья всякого. И до сих пор бегут: вы посмотрите, что это жульё с Уралмашем сделало. И скажите спасибо, что то же самое [пока ещё] не сделали с МТСом.
Но возможна (как я и говорил) и другая версия: наживаются сами руководители МТСа, которые и создали эту компанию, ну, и далее всё по порядку.

>>Слепить" хоть сколько-нибудь работающую биллинговую систему из "украденных кодов" невозможно

Ой ли? Много вы понимаете в программировании?
raved_avz
Aug. 21st, 2014 08:45 am (UTC)
Группа компаний называется не МТС к слову.

//Но возможна (как я и говорил) и другая версия: наживаются сами руководители МТСа, которые и создали эту компанию, ну, и далее всё по порядку.

Зачем предполагать, если всё гуглится.

//Ой ли? Много вы понимаете в программировании?
Достаточно. Вы много понимаете в биллинговых системах? Видели, трогали, знаете принцип работы?




puritan_n
Aug. 21st, 2014 10:02 am (UTC)
Я и имел ввиду одну группу с МТС, а не группу компаний МТС.

>>Зачем предполагать, если всё гуглится.

Ну, например?

>>Вы много понимаете в биллинговых системах?

Достаточно. © Не менее чем вы - в программировании.
Программа - она и есть программа, а уж как она называется - дело вторичное, характеризует лишь её предназначение.
raved_avz
Aug. 21st, 2014 10:27 am (UTC)
Ну например годы основания МТС (1993), Ситроникс (1997), Strom Telecom (1993), сферы деятельности компании Ситроникс, размеры, капитализацию. И подумайте на сколько это вписывается в вашу концепцию.

//Программа - она и есть программа

Промышленная система ("программа" в вашей терминологии) и условный калькулятор (тоже "программа") это две большие разницы. Накопипастить второй вариант программы не есть проблема, сделать тоже самое с промышленной системой — вещь неприменимая. Понятно, что все промышленные системы, которые, например, обеспечивают связь и тарификацию оной, созданны по определённым законам, продиктованным целевыми сетями (например, GSM), стандартами этих сетей (например, CAMEL3), оборудованием, которое используется в этих сетях (например для MSCC SCUR и GPRS оно разное).
Пойди накопипасть то, не знаю что, там, не знаю где, на сети не знаю какие. Прилепи к этому всему UI, повесь всё это на систему баз данных (и схем, схем тоже накопипасть, только сначала узнай сколько их) и заставь всё это хоть как-то работать.

UPD. и нет, я не говорю, что это невозможно. это нецелесообразно и неприменимо.


Edited at 2014-08-21 10:28 am (UTC)
puritan_n
Aug. 21st, 2014 10:38 am (UTC)
>>подумайте на сколько это вписывается в вашу концепцию.

Не совсем понял, к чему это сказано и про какую концепцию вы говорите.

>>это две большие разницы.

Всего лишь по размеру файла и по сложности выполняемых задач.

>>Накопипастить второй вариант программы не есть проблема, сделать тоже самое с промышленной системой — вещь неприменимая.

Всего лишь потребуется больше времени и больше народу. И, судя по описаниям блога - не самого профессионального, раз изначально всё зависало и не работало, и до сих пор есть проблемы.
Сталин тоже для убыстрения процесса приказал "скопипастить" иностранный самолёт для создания своего атомного бомбардировщика - и ничего, скопипастили же.

>>Пойди накопипасть то, не знаю что, там, не знаю где, на сети не знаю какие. Прилепи к этому всему UI, повесь всё это на систему баз данных (и схем, схем тоже накопипасть, только сначала узнай сколько их) и заставь всё это хоть как-то работать.

Ничего особо сложного, разработчиков интерфейсов (писателей программ мышкой) и SQL-щиков в России хватает. Единственная сложность - протоколы и железо для обмена с аппаратурой, которую "накопипастить" действительно сложно, а в нынешних российских реалиях - практически невозможно. Разве что остались ещё профессионалы в оборонке. Но аппаратуру и закупить можно.

И всё - вполне приемлемо. Замечу вам, что японцы тоже когда-то "копипастили" американскую технику. И не только японцы.

Вопрос в другом: была нормальная работающая система. Зачем понадобилось сносить её и втыкать глюкозавра? Ответ: кто-то просто на этом грел руки.
raved_avz
Aug. 21st, 2014 11:31 am (UTC)
//Не совсем понял, к чему это сказано и про какую концепцию вы говорите.
к
//Что мешает тем же чиновникам сделать компанию-поставщика Фориса членом группы МТС? Со времени прихода во власть Владимира Владимировича их много набежало из Питера, ворья всякого. И до сих пор бегут: вы посмотрите, что это жульё с Уралмашем сделало. И скажите спасибо, что то же самое [пока ещё] не сделали с МТСом.
Но возможна (как я и говорил) и другая версия: наживаются сами руководители МТСа, которые и создали эту компанию, ну, и далее всё по порядку.

а конкретно
//руководители МТСа, которые и создали эту компанию, ну, и далее всё по порядку.

//Всего лишь потребуется больше времени и больше народу. И, судя по описаниям блога - не самого профессионального, раз изначально всё зависало и не работало, и до сих пор есть проблемы.
Сталин тоже для убыстрения процесса приказал "скопипастить" иностранный самолёт для создания своего атомного бомбардировщика - и ничего, скопипастили же.

тут я промолчу, диванный анализ такой диванный анализ.

//Ничего особо сложного, разработчиков интерфейсов (писателей программ мышкой) и SQL-щиков в России хватает. Единственная сложность - протоколы и железо для обмена с аппаратурой, которую "накопипастить" действительно сложно, а в нынешних российских реалиях - практически невозможно. Разве что остались ещё профессионалы в оборонке. Но аппаратуру и закупить можно.

какое отношение STROM Telecom имел к России на момент заключения контракта с МТС? но вообще тут тоже диванный анализ и я опять же промолчу.


//Вопрос в другом: была нормальная работающая система. Зачем понадобилось сносить её и втыкать глюкозавра? Ответ: кто-то просто на этом грел руки.

читайте глазами комментарии выше (не мои). конкретнее: комментарии про онлайн-тарификацию. если не знаете что это такое, то я вам расскажу (гугл конечно расскажет больше): этот тип тарификации предоставляют IN платформы (SSP/SCP), где SCP — Service Control Point, а SSP — Service Switching Point. STROM Telecom разработчик одной из IN платформ. Наверное дальше будет параноидальный вопрос из разряда "почему выбрали именно их?", тут я вам тоже немножко расскажу, не стром телекомом единым, аналогичные услуги МТСу до недавнего времени оказывала компания COMVERSE.
(no subject) - puritan_n - Aug. 21st, 2014 11:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 21st, 2014 11:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 07:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 08:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 08:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 09:29 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 09:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 10:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 11:06 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 11:24 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 11:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 24th, 2014 07:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 07:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 07:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 07:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 08:11 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 08:32 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 09:30 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 09:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 09:48 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 09:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 10:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 10:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - raved_avz - Aug. 23rd, 2014 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - pupynka - Aug. 21st, 2014 04:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 06:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - pupynka - Aug. 25th, 2014 06:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 25th, 2014 09:10 pm (UTC) - Expand
Vadim Isheev
Aug. 21st, 2014 11:41 am (UTC)
Насчет возможности скопипасить систему размером с биллинговую для tier1 - это вы мягко говоря погорячились. К тому же доступного для "копипащения" кода просто нет.
Почему купили strom. Дело в том, что МТС тратила очень большие деньги ежегодно на cboss, ну еще и у морозова звездная болезнь началась. Ему предложили выкупить cboss у него. Он отказался, поскольку перспективы виделись радужными. Все.
(no subject) - puritan_n - Aug. 21st, 2014 11:47 am (UTC) - Expand
(no subject) - Vadim Isheev - Aug. 21st, 2014 12:22 pm (UTC) - Expand
(no subject) - puritan_n - Aug. 23rd, 2014 07:13 am (UTC) - Expand
ljubljancan
Aug. 21st, 2014 02:06 pm (UTC)
Непрофессионализма там не было. Нагрев, видимо, был. Когда форис покупали у Стром-телекома, он был совсем не способен справляться с МТС-овскими нагрузками, так как разрабатывался как маленький билинг для маленьких операторов. С другой стороны жить дальше на сибосе было невозможно, так как он даже онлайн тарификации не поддерживал. Так что его в любом случае менять нужно было, а допиливание Фориса не казалось настолько большой проблемой.
puritan_n
Aug. 23rd, 2014 06:49 am (UTC)
Не справляться - не справлялся, но купили то его за 150 миллионов долларов по ценам 2005-го года. Шикуют, сволочи, совсем не умеют не тратить зря, зажрались. Оно и понятно: рынок то почти монополизирован.
По утверждению автора статьи он не "не справлялся", он вообще не работал, как будто его только-только написали и не тестировали даже.
pupynka
Aug. 25th, 2014 06:48 am (UTC)
он не "вообще не работал", он работал, но крайне нестабильно - за счастье считалось, если смена (2 дня в коллцентре) прошла без сбоев.
puritan_n
Aug. 25th, 2014 09:08 pm (UTC)
>>Карточки оплаты не активировались. А когда активировались - не поступали на баланс. Оплата через офис также не проходила. Других способов оплаты тогда, кажется, еще не было, но если были - не работали и они. Услуги не подключались и не отключались. Номера не блокировались по задолженности. А те, которые уже были оплачены - соответственно, не разблокировались.

И так далее. По-моему, из этих слов вполне однозначный можно сделать вывод: система не работала. Функционал то был не рабочий.
fearless_cat
Aug. 29th, 2014 07:52 am (UTC)
Не, у нас он именно не работал вообще несколько месяцев. А если "смена в коллцентре прошла без сбоев" - то это примерно через 5 месяцев после его внедрения.
puritan_n
Aug. 23rd, 2014 06:51 am (UTC)
Да, и ещё. Я знаю некоторые системы (не биллинговые, конечно же), которые тоже изначально были рассчитаны на небольшую нагрузку. Но на значительно бОльших объёмах они притормаживали (и то не всегда), но вполне нормально работали.

Edited at 2014-08-23 06:51 am (UTC)

Profile

fearless_cat
Бывшие канадские ангелы мы

Latest Month

August 2019
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Page Summary

Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow