?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Про везение

Я не понимаю слов "везет" и не "везет" применительно к реальной жизни (если это только не лотерея, где от вас реально практически ничего не зависит). Практика показывает, что люди, часто и всерьез употребляющие эти слова, на самом деле не умеют строить причинно-следственные связи, делать выводы, учиться на ошибках и думать прежде чем сделать что-то. Ах, тебе не повезло с мужем? Нет, родная, это ты выскочила за него очертя голову, вместо того, чтобы присмотреться и пожить с ним без штампа, расспросить его бывших девушек, пообщаться с его друзьями. Не повезло на экзамене? Да нет, просто надо было учиться весь семестр, а не последние три дня зазубривать и тогда тебе было бы все равно, какой билет тебе попадется.
Вроде бы это даже все понимают, да? Ничего сложного? Я обратила внимание, что мне последнее время просто в глаза лезут примеры, когда люди все время жалуются, что им "не везет, а кому-то повезло".
Например, вчера я услышала потрясающую историю семейной пары, которые приложили уйму сил, чтобы устроить жену на работу. Занималась целыми днями сама жена, помогал ей муж. Жена решала задачки, муж проводил с ней тренировочные интервью, они переработали ее резюме, они разослали такое их количество, что у меня в голове не укладывается. Они очень много сделали за очень короткий срок. В результате она нашла работу. Отличную работу в отличной компании с классной зарплатой. Я не буду раскрывать подробности, но у меня эта история в голове отложилась, как одна из самых вдохновляющих. Тем не менее, нашлись люди, которые заявили, что "ей просто повезло". (Кстати, мне это живо напомнило наше начало жизни в Канаде, когда Саша искал работу. И как он написал, какую минимальную зарплату он хочет, а ему некоторые из старожилов сказали, что он обнаглел и со старта он такую никогда не получит. Он получил больше. И они тоже сказали, что ему повезло. За нас тогда вступились те, кто знал, сколько сил и времени он потратил на подготовку еще находясь в России и сказали, что везет тому, кто везет. И это самая лучшая фраза про "везет"). По мне, "повезло" - это если бы она вообще ничего не делала, а к ней бы явились из всех крупных компаний и умоляли пойти работать именно к ним - просто восседать на стуле в центре офиса за большие деньги. Вот это повезло. А то, что у нее - это результат упорной работы, везение здесь ни при чем.
Второй пример. Есть у нас в колледже мальчик из Камбоджи, мы с ним вместе курс по С++ брали и теперь частенько общаемся на перекурах. На самом деле, говорить с ним очень трудно, потому что это всегда превращается в монолог на тему "мне не везет". "Мне не везет, мне нечем платить за общагу и я вынужден жить с руммейтом; мне не везет, я так учился, а мне опять поставили двойку, причем несправедливо; мне не везет, моя девушка ушла от меня, мне не везет…" Героиня, кстати, его девушка, я бы с ним и недели не выдержала. Но суть не в этом. А в том, что я пытаюсь ему давать какие-то советы, он их выслушивает, кивает, и… продолжает свое. "Нет денег? А ты не пробовал взять интерншип? Кстати, даже у нас в колледже есть программы, координатор сидит в здании таком-то." Не пробовал и до сих пор не попробовал, хотя уже почти год прошел и вообще не знал, что такое есть. "Несправедливо занизили оценку? А ты пробовал поговорить с преподом, с деканом, с адвайзором, во вспомогательном центре?" Нет, не пробовал и до сих пор не попробовал, хотя оценки ему продолжают "занижать" регулярно каждый семестр разные учителя. Меня уже так и подмывает сказать, что дело не в муже, дело, очевидно, в морде, но мне его жалко. Я и так практически единственный человек, с которым он общается, все остальные разбегаются, как тараканы, его завидев. И на это он, кстати, тоже жалуется - что он тут уже больше года и не может завести себе друзей. Очистки совести ради должна сказать, что мальчик не ленится, все свое свободное время тратит на учебу, спит по 4 часа в сутки, но… Но, видимо, дело в другом. Может, не пытается понять, а зубрит, как скворец. Может, это просто не его. Может, у него какие-то проблемы с мозгом - ну тогда, уже, пожалуй, не повезло, но это объясняет в лучшем случае учебу, но не все остальное. Но проблема в том, что он даже не пытается понять, в чем корень зла, а упорно продолжает твердить и считать, что ему не везет, вместо того, чтобы подумать, что можно изменить.
А недавно Дима со мной разговаривал об одном человеке и употребил применительно к этому человеку выражение "ему не везет". И это меня выбесило. Это ярчайший пример, когда человек абсолютно не думал о последствиях своих поступков, делал, что ему хотелось и в результате оказался в жопе. И вместо того, чтобы сделать выводы и что-то поменять в своем поведении, человек продолжает вытворять что-то несусветное, при этом ноя, что ему ужас как не везет и у него жизнь не сложилась. И больше всего мне было обидно, что такой вроде бы рациональный Дима встал на его сторону и продолжал как дятел долбить "Ну да, ему не везет". Тваюмать! Если я сейчас вылакаю все спиртное, которое у нас осталось после его ДР, например, а потом сяду за руль и поеду куда глаза глядят, превышая скорость, то потом, после аварии, тоже буду иметь право сказать, что мне просто не повезло? Если я сейчас брошу учебу, сяду дома, буду пинать балду и в результате окажусь на улице без гроша, без жилья и без работы - это мне не повезло? Если я завтра набухаюсь в баре, пойду пересплю с первым встречным без презерватива и подхвачу от него какую-нибудь дрянь, да еще и забеременею - это тоже не повезло?
Дима сказал, что я злая и людей не люблю. А надо любить. А я не люблю и не буду любить таких людей, которые сначала воротят гору хуйни в своей жизни, в то время как остальные пашут на износ, а потом еще и плачутся всем подряд, что им не повезло. При этом продолжают воротить горы хуйни и процесс этот бесконечен. Отстаньте от меня со своими "не везет". Я сама такая была и думала, что мне по жизни не везет, я знаю, о чем говорю. И у меня ушло несколько лет, чтобы сломать этот порочный стереотип в своем мозгу - что весь мир против меня, а я - воздушный шарик. Поэтому встаньте перед зеркалом и скажите для начала хотя бы себе: "Сейчас у меня вот такая задница потому, что я скосячил вот здесь, вот тут, и вот тогда. А для того, чтобы в будущем это не повторилось, я буду делать один, два, три и не буду делать четыре, пять, шесть". Вы удивитесь, как вам начнет везти в достаточно скором времени. А если хотите и дальше ныть - то это не ко мне. Во-первых, как выяснилось, я злая и людей не люблю. А во-вторых, если я буду тратить время на выслушивание ваших бесконечных "ах, как мне не везет", вместо того, чтобы работать, то скоро мне останется делать только то же самое.
Извините. Наболело.

Comments

( 32 comments — Leave a comment )
morfizm
May. 1st, 2015 02:42 am (UTC)
Есть разные взгляды, объясняющие роль человека в происходящем вокруг него.

1. 100% фаталистический взгляд: типа, от тебя не зависит ничего, всё вокруг случайная воля Божия, удачи и неудачи и т.п.
2. Другая крайность - всё в твоих руках и зависит от твоих действий и мыслей.
3. Реалистичный взгляд - это баланс, понимание, что случайно, а что зависит от твоих действий и в какой степени.

Взгляд #2 хорош в отношении внутреннего мира человека, восприятия, красок, эмоций, потому что это функция того, что происходит в его голове и ему теоретически не нужно менять окружающий мир, чтобы что-то изменить в своём.

Для объективного успеха (разных достижений в жизни и других ништяков) реалистичный взгляд был бы идеален, но т.к. людям свойственно занижать свою роль и лениться, то лучше целиться выше и компенсировать этот эффект, склоняясь ближе к второй крайности. В общем, вторая крайность неплоха в качестве ориентира, мотивирующей идеи и в одном, и в другом случае, даже при том, что объективная реальность вполне может в куда большей степени складываться из факторов, не зависящих от твоих действий, в том числе случайных.

Но важный момент (и предмет нашего спора) в том, что она неплоха в качестве ориентира для тебя лично, потому что ты выбрала эту идею своим ориентиром, и умело её используешь. Например, вряд ли ты будешь биться головой об стенку и делать всё возможное, чтобы стать предизентом США, т.к. что бы ты ни делала, шанс, что ради тебя изменят конституцию невелик - очевидно же, что твои действия, хоть и могут играть роль, но небольшую? Но тебя это не трогает, потому что такие реально труднодостижимые вещи ты не ставишь целью. Вернее, ты ставишь целью то, что тебе кажется трудодостижимым, но на самом деле оно достижимо как раз-таки с трудом. Идея о том, что "всё в наших руках" позволяет заткнуть таракана в голове, ложно убеждающего тебя, что это достижимо, и всё "работает" - ты движешься к казалось бы недостижимому (но на самом деле достижимому с трудом), трудишься, видишь результаты, радуешься и подтверждаешь, что теория работает. Но если ты с таким же напором возьмёшься за вещи, где шанс успеха очень мал (скажем, шанс успеха 1%, что бы ты ни делала в течение 10 лет), то может так случиться, что ты будешь много обламываться и тебе захочется подружиться с фаталистами. Ну или ты будешь неэффективно тратить энергию, стукаясь головой об стенку трудодостижимого, когда можно было бы поставить другие цели и направить энергию в более конструктивное русло.

Т.е. эту крайность для себя лично ты используешь с неявными субъективными оговорками - ты применяешь её тщательном выбранному кругу вещей, которые ты веришь, что они нужны тебе, они кажутся недостижимыми, но на самом деле достижимы с трудом, и идея, что всё в твоих руках мотивирует тебя на труд. В результате ты достигаешь - win!

Использование этой же идеи применительно к другим людям (чтобы мотивировать их на что-то, или осуждать за то, что они что-то делают или не делают) - это совсем другой разговор. Во-первых, для некоторых людей эта идея может не помочь даже в отношении внутреннего мира. Например, человек может не верить в эту идею, и нужно какое-то внешнее (случайное) воздействие/обстоятельство, чтобы отношение изменилось. Кстати, для этого совсем не обязательно быть депрессивным. Достаточно быть реалистичным, или не очень мечтательным.
morfizm
May. 1st, 2015 02:42 am (UTC)
Во-вторых, контекст, определяющий, что (фактически) достижимо с трудом (и с каким именно трудом - количественный фактор) может быть другой. Вещи, которые для тебя идеально расположены в категории "это кажется невероятным, но если достаточно мотивироваться и много трудиться, я это сделаю с вероятностью 70%", для других людей - в силу разных обстоятельств - могут располагаться в категории "шанс успеха меньше 10%, что бы я ни делал - с учётом максимального напора, трудолюбия и т.п.". Об этом трудно судить, если ты не знаешь человека достаточно хорошо. Поэтому лучше применять психологические трюки только к себе, и не критиковать других за неиспользование того или иного трюка. Можно предлагать, пробовать заинтересовать, но нельзя критиковать за неиспользование (или за кажущееся тобой неиспользование). Ну и, даже если ты веришь в идею "всё в моих руках" и эта вера для тебя полезна, то полезно всё-таки понимать, что это лишь мотивационный психологический трюк, а не истина.

Ну и ещё важный момент - терпимость и доброта к людям, предполагает, что ты не осуждаешь их за вещи, которые тебя не касаются. Т.е. он тебе пообещал что-то сделать и не сделал - за это можно осуждать. Он сделал что-то плохое для общества (наказуемое по закону или глубоко не этичное) - за это тоже можно. А он как-то, на твой взгляд, неоптимально себя мотивирует - нет, за это нельзя. Это не твоё дело.
fearless_cat
May. 1st, 2015 03:28 am (UTC)
Ты, Димочка, троллишь и уводишь в сторону. Кроме того, ты упрекаешь меня в субъективности, а сам не менее субъективен.
Речь идет о том, что обсуждаемый нами человек не говорит: "Я накосячил вот здесь, здесь и здесь. Первые два уже не исправить, а вот третье - можно. Кроме того, я не буду делать то и буду делать это" Вместо этого он ноет, как ему не повезло с детьми, родителями, учебой, страной, но не делает никаких выводов, не учится на ошибках и продолжает делать глупости.
Вопрос про президента США вообще - попытка манипуляции. Но если уж я решу стать президентом, то да, я буду биться головой об стену. И не скажу "Мне не повезло, ради меня не изменили конституцию", а "Я недостаточно работала, чтобы ради меня ЗАХОТЕЛИ изменить конституцию"
И трюки здесь ни при чем. Просто человек либо умеет думать, признавать ошибки и делать выводы, либо нет. That's all.
И да, я не люблю таких людей и не буду любить. Потому что они вампиры энергетические (а зачастую - и финансовые) и отнимают у меня силы и время своим нытьем. Потому что ныть - это куда проще. Ну и с чего я буду любить тех, кто только ноет, ничего не делает и еще терроризирует меня?

Edited at 2015-05-01 03:29 am (UTC)
(no subject) - morfizm - May. 1st, 2015 03:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - fearless_cat - May. 1st, 2015 03:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - morfizm - May. 1st, 2015 03:41 am (UTC) - Expand
e0stre
May. 1st, 2015 02:43 am (UTC)
На мой взгляд, везение все же необходимо.
fearless_cat
May. 1st, 2015 03:05 am (UTC)
Оно не то чтобы необходимо, я бы сказала, что оно на самом деле случается и является приятным дополнением. Но надеяться только на него и сидеть сложа руки не стоит. Кроме того, если кажется, что не повезло - имеет смысл досконально разобрать ситуацию, в которой "не повезло" и понять, в чем была лично твоя ошибка. Ну а дальше все понятно уже.
yelena1981
May. 1st, 2015 02:58 am (UTC)
Ах, как хорошо написано! Согласна на 100%! Надо дать некоторым почитать
fearless_cat
May. 1st, 2015 03:12 am (UTC)
Спасибо :) Мне повезло :) Что есть люди, которые мыслят как я :)
popye
May. 1st, 2015 03:00 am (UTC)
Ему повезло, он 40 лет работал над исследованием, и ему дали Нобелевскую премию.
fearless_cat
May. 1st, 2015 03:05 am (UTC)
Во-во! :) Везет же некоторым! :)
(no subject) - eternele - May. 1st, 2015 06:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - popye - May. 1st, 2015 12:08 pm (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - May. 1st, 2015 01:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - l_sylvanas - May. 2nd, 2015 02:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - popye - May. 3rd, 2015 10:26 am (UTC) - Expand
irisha8787
May. 1st, 2015 03:01 am (UTC)
А если рак? Или еще какая болезнь?

Или еще слышала историю по радио: жили муж с женой, оба работали, все хорошо. Купили дом, а через 3 месяца муж ехал с работы и его сбил идиот какой-то. Парень пролежал в коме, работу потерял, жена его тоже, так как за ним ухаживала. Дом потеряли тоже, платить было нечем. Тоже сами виноваты?
fearless_cat
May. 1st, 2015 03:07 am (UTC)
Вот это уже похоже на действительно не повезло. Только почему они не засудили идиота, чтоб он им до конца жизни support платил?
Я же упоминала, что есть ситуации, в которых от тебя действительно ничего не зависит. Это та самая ситуация, согласна.
(no subject) - morfizm - May. 1st, 2015 03:12 am (UTC) - Expand
(no subject) - fearless_cat - May. 1st, 2015 03:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - irisha8787 - May. 1st, 2015 04:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - eternele - May. 1st, 2015 07:01 am (UTC) - Expand
dennyrolling
May. 1st, 2015 05:58 am (UTC)
чтобы все понять о роли случайности в жизни рекомендую немедленно (пере-)смотреть match point.
nurture_kid
May. 1st, 2015 06:28 am (UTC)
не знаю, Денни, если судить по трейлеру, Match Point - это как раз пример того, о чем говорит Катя. что чувак сам вляпался, а мог не вляпаться. или я не тот трейлер посмотрела?
(no subject) - dennyrolling - May. 1st, 2015 06:35 am (UTC) - Expand
(no subject) - l_sylvanas - May. 2nd, 2015 02:50 am (UTC) - Expand
dennyrolling
May. 1st, 2015 06:05 am (UTC)
кроме того если я правильно понимаю и компания в которую устроились это гугл то действительно повезло. если крупно не тормознул (ну а если готовился то не тормознешь) то решение хайринг комити не сильно отличается от броска кубика.

то есть опять же, цитируя: hard work is mandatory, but everybody’s afraid to admit what a big part luck plays
sim0nsays
May. 1st, 2015 06:59 am (UTC)
А я что-то стал задумываться, что мне "везет". Не в смысле удачи в конкретном моменте, а в смысле неплохого стечения обстоятельств. И образование неплохо сложилось, и работы в нужный момент подвернулись, и вот с CEO получается разговаривать, благо компания маленькая.

То есть, я понимаю, что работа там, интересно, побеждаешь что-то там. Но есть ощущение, что должно быть и то, и другое.
eternele
May. 1st, 2015 07:08 am (UTC)
Про "невезение" я ничего не знаю, но я точно знаю, что "везение" есть. Во Франции мне везло просто сплошняком, даже ещё до приезда. Мне сказали, что в моём возрасте быть принятой на первый курс и получить визу - нереально. Мне повезло, что моё досье попало на стол итальянке, когда-то самой переехавшей во Францию. Она решила дать мне шанс. Это я узнала потом, встретив её. Правда, она сказала, что она не пожалела о своём решении.

Едва поступив в универ, я познакомилась с полячкой, семья которой приютила меня, пока я не нашла работу и пока мой отец не смог помогать мне. Кстати, мне "не повезло" в том смысле, что моего отца сократили как раз в тот момент, когда я приехала во Францию, и он вообще ничем не помог мне помогать.

По идее, если есть "везение", то должно быть и "невезение".
sgenis
May. 1st, 2015 02:09 pm (UTC)
везёт тому, кто везёт.
nastyushca
May. 1st, 2015 09:55 pm (UTC)
А я тут с Димой соглашусь - или с Форрестом Гампом - и до них, наверняка, кто-то это уже сказал - I don't know if we each have a destiny, or if we're all just floating around accidental-like on a breeze, but I, I think maybe it's both. Maybe both is happening at the same time.

При этом не стоит забывать анекдот про еврея, предъявившему богу, что тот его не любит, и не помог ему - а бог в ответ - мол, старый козёл, а кто тебе всю ту помощь посылал, от которой ты отказывался со словами "бог поможет!"?

Почитай Хомо Фабера - там перс тоже был уверен, что у него всё под контролем, он сам кузнец своей жизни от и до. А потом кааак пошло-поехало... Очень книжка мой взгляд на контроль за своей жизнью поменяла.

При этом я не считаю, что приведённые тобой случаи иллюстративны - правильно написали в комментариях - есть ситуации, где люди вджобывают всю жизнь с минимум выхлопа, а есть - где сложа ручки сидят, а деньги и прочие ништяки к ним сами плывут.

И опять - bad things happen to good people too! И наоборот. Поэтому отчасти из Бог столь популярен - как абсолютная справедливость, которой нет здесь.
( 32 comments — Leave a comment )

Profile

fearless_cat
Бывшие канадские ангелы мы

Latest Month

November 2017
S M T W T F S
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930  
Powered by LiveJournal.com
Designed by Tiffany Chow